ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности



Согласно ст. 380 ХК государственное регулирование внешнеэкономической деятельности направляется на защиту экономических интересов Украины, прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, создание равных условий для развития всех видов предпринимательства в сфере внешнеэкономических отношений и использования субъектами внешнеэкономической деятельности доходов и инвестиций, поощрение конкуренции и ограничение монополизма субъектов хозяйствования в сфере внешнеэкономической деятельности.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, кроме случаев предусмотренных законом.

Перечень и полномочия органов государственной власти, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности, а также формы ее государственного регулирования и контроля определяются Хозяйственным кодексом, законом о внешнеэкономической деятельности, другими законами.

В соответствии со ст.8 Закона «О внешнеэкономической деятельности» государственное регулирование внешнеэкономической деятельности должно обеспечивать следующие задачи:

-  защиту экономических интересов Украины и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;

-  создание равных возможностей для субъектов ВЭД развивать все виды предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и все направления использования доходов и осуществления инвестиций;

-  поощрение конкуренции и ликвидацию монополизма во ВЭД.

Существенным недостатком законодательства о внешнеэкономической деятельности является отсутствие указания на средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Одним из средств государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предпринимателей является лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций.

Согласно ст. 381 ХК Кабинет Министров Украины может устанавливать перечень товаров, (работ, услуг), экспорт и импорт которых осуществляются субъектами ВЭД лишь при наличии лицензии.

Режим квотирования внешнеэкономических операций вводится в случаях, предусмотренных законом, действующими международными договорами Украины, и осуществляется путем ограничения общего количества и/или суммарной таможенной стоимости товаров, которые могут быть ввезены (вывезены) за определенный период.

Информация о введении режима лицензирования или квотирования публикуется в официальных изданиях в порядке, установленном законом.

С целью формирования рациональной структуры экспорта некоторых видов товара и защиты внутреннего рынка в соответствии со ст.16 Закона Украины «О ВЭД» и Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.95 г. установлен режим лицензирования и квотирования. Согласно ст. 16 Закона Украины «О внешнеэкономической де-ти» лицензирование и квотирование экспорта и импорта вводятся Украиной в следующих случаях:

1)в случае резкого ухудшения расчетного баланса Украины, если отрицательное сальдо его превышает на соответствующую дату 25% от общей суммы валютных требований Украины;

 2)в случае достижения установленного Верховной Радой Украны уровня внешней задолженности;

3) в случае значительного нарушения равновесия по определенным товарам на внутреннем рынке Украины (особенно по сельскохозяйственной продукции, продуктам рыболовства, продукции пищевой промышленности и промышленным товарам народного потребления первой необходимости);

4) при необходимости обеспечить определенные пропорции между импортным и отечественным сырьем в производстве; при необходимости осуществления мероприятий в ответ на дискриминационные действия других государств;

5) при нарушении субъектом внешнеэкономической деятельности, правовых норм этой деятельности, установленных этим Законом (вводится как санкция режим лицензирования);

6) в соответствии с международными торговыми соглашениями, которые заключает или к которым присоединяется Украина (вводится режим квотирования).

В Украине действует шесть видов экспортных (импортны*) лицензий:

лицензия генеральная — открытое разрешение на экспортные (импортные) операции по определенному товару (товарам) и/или с определенной страной (группой стран) в течение периода действия режима лицензирования по этому товару (товарам);

лицензия разовая (индивидуальная) — разовое разрешение, имеющее именной характер и выдаваемое для осуществления каждои отдельной операции конкретным субъектом ВЭД на период не менее того, который является необходимым для осуществления экспортной (импортной) операции;

лицензия открытая (индивидуальная) — разрешение на экспорт (импорт) товара в течение определенного периода времени (но не менее одного месяца) с определением его общего объема;

лицензия антидемпинговая — надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установленного времени определенного товара (товаров), который является объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер;

лицензия компенсационная — надлежащим образом оформленное право на импорт в Украину в течение установлено срока определенного товара (товаров), который является объектом антисубсидиционного расследования и/или компенсаци ных мер;

лицензия специальная — надлежащим образом оформлен. право на импорт в Украину в течение установленного сроки определенного товара (товаров), который является объектом специального расследования и/или специальных мер.

По каждому виду товара может устанавливаться только один вид лицензии.

Квотирование осуществляется путем установления режима выдачи индивидуальных лицензий, причем общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты.

Шесть видов экспортных (импортных) квот (контингентов) действуют в Украине:

квоты (контингенты) глобальные — квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) без определения конкретных стран (групп стран), куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется;

квоты (контингенты) групповые — квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) с определением группы стран, куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется;

квоты (контингенты) индивидуальные — квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) с определением конкретной страны, куда товар (товары) может экспортироваться или из которой он (они) может импортироваться;

квоты антидемпинговые — предельный объем импорта в Украину определенного товара (товаров), являющегося объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения;

квоты компенсационные — предельный объем импорта в Ук­раину определенного товара (товаров), являющегося объектом антисубсидиционного расследования и/или компенсационных мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения;

квоты специальные — предельный объем импорта в Украину определенного товара (товаров), являющегося объектом специального расследования и/или специальных мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока, который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения.

По каждому виду товара может устанавливаться только один вид квоты.

Лицензии на экспорт (импорт) товаров выдаются Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

Лицензирование операций по перемещению валютных средств между субъектами внешнеэкономической деятельности с целью инвестиций и/или предоставления (получения) кредитов осуществляется Национальным банком Украины.

Запрещается одновременное установление к одним и тем же товарам режима лицензирования и квотирования, режима налогообложения экспорта (импорта), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, и режима предварительных импортных депозитов в соответствии со ст. 19 Закона.

Лицензии выдаются на основании заявок субъектов ВЭдеятельности, составленных согласно форме, которая утверждается и публикуется Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

В Декрете Кабинета Министров Украины «О квотировании и лицензировании экспорта товаров (работ, услуг)» от 12.01.93 № 6-93 установлено, что:

осуществление внешнеэкономической деятельности субъектами предпринимательской деятельности Украины не требует государственной регистрации их как участников внешнеэкономической деятельности;

решение о введении режима лицензирования и квотирования экспорта (импорта) принимается Кабинетом Министром Украины по представлению Министерства экономики Украины с определением списка конкретных товаров (работ, услуг), подпадающих под режим лицензирования и квотирования, и сроков действия этого режима;

товары (работы, услуги), которые экспортируются субъектами предпринимательской деятельности в пределах полученный ими квот или по межправительственным соглашениям, государственным контрактам, государственным заказам в объёмах, утвержденных Кабинетом Министров Украины, не облагаются пошлиной;

квоты на экспорт товаров (работ, услуг) утверждаются Кабинетом Министров Украины;

реализация квот и лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) осуществляются Министерством внешних экономических связей и торговли Украины;

лицензии выдаются субъектам предпринимательской деятельности на основании полученных ими квот или гарантирования уплаты вывозной (экспортной) пошлины при пересечении товаром таможенной границы Украины;

уплата вывозной (экспортной) пошлины может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности путем выдачи простого векселя с отсрочкой платежа на срок выполнения экспортного контракта, но не более чем на 90 календарных дней с момента заполнения грузовых таможенных деклараций. Порядок выдачи, учета и предъявления к оплате указанных векселей устанавливается Министерством финансов Украины по согласованию с Министерством экономики Украины;

при определении размера пошлины таможенная стоимость товара, предусмотренная в контракте, пересчитывается в национальную валюту Украины по текущему курсу Национального банка Украины на день уплаты пошлины;

экспорт товаров (работ, услуг), который осуществляется для Погашения задолженности по иностранным кредитам, предоставленным под гарантию Кабинета Министров Украины, или иностранным кредитам, полученным по индивидуальным лицензиям Национального банка Украины, не облагается вывозной (экспортной) пошлиной.

Наряду с общими правилами лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций существуют и специальные Привила, регулирующие лицензирование экспорта (импорта) отдельных видов товаров либо в определенные страны.

К числу средств государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, постоянно применяемых государством, относятся таможенно-тарифные средства, т.е. взимание таможенных пошлин (таможенный тариф, иные налоги на импорт и экспорт), а также квотирование, лицензирование и применение иных, нетарифных средств.

Нааряду с обычными и постоянно применяемыми средствами, существуют охранительные (защитные) средства государственного регулирования, применяемые в качестве санкций за нарушение законодательства участниками внешнеэкономической деятельности (специальные антидемпинговые и компенсационные меры) либо вследствие тяжелого экономического положения госуударства (иные охранительные меры). В отличие от постоянных мер эти меры имеют временный характер, а их применению Предшествует специальное расследование, проводимое в установл. законом порядке.

Следует различать защитные средства, являющиеся санкциями за совершение правонарушения и не являющиеся таковыми. Так, ограничение импорта товаров нацелено на ликвидацию или Предотвращение существенного ущерба, наносимого экономике государства вследствие значительного импорта какого-либо товара при отсутствии правонарушений со стороны экспортеров.

Закон Украины «О едином таможенном тарифе» определяет, какие виды особых пошлин вводятся в случае использования различных мер защиты внутреннего рынка. Согласно ст.11 :этого Закона в отдельных случаях при ввозе на таможенную территорию Украины и вывозе за пределы этой территории товаром не зависимо от иных видов пошлин могут применяться: специальная пошлина, антидемпинговая пошлина и компенсационная пошлина. Следовательно, существуют три категории особых видов пошлин, которые могут применяться к ввозимым товарам: специальная, антидемпинговая и компенсационная.

Антидемпинговые и компенсационные меры (пошлины) являются санкциями за применение экспортерами нечестных методов торговли, запрещенных законодательством (демпинга и запрещенных субсидий).

Применение реализуемой при нарушении законов о внешнеэкономической деятельности антидемпинговых процедур предусмотрено ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономич. деятельности». Ее основанием является осуществление субъектом внешнеэкономической деятельности демпинга.

По законодательному определению, данному в ст.1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», демпинг - это ввоз на территорию страны импорта товара по цене, ниже сравнительной цены на подобный товар в стране экспорта, который наносит ущерб национальному товаропроизводителю подобного товара.

Демпинг определяется как «бросовый экспорт», вывоз товаров из страны за границу по ценам значительно более низким, чем внутри этой страны или на мировом рынке, в целях устранения конкурентов и захвата внешних рынков .

Демпинг также определяют как продажу товаров на рынке искусственно пониженным ценам, возможно даже ниже себестоимости. Цель демпинга — вытеснение конкурентов и завоевание внешних рынков сбыта, поэтому в отдельных случаях такая тактика может квалифицироваться как недобросовестная.

Демпинг может принимать ряд форм.

Спорадический демпинг — реализация за рубежом товара приводит к его непредвиденному избытку на рынке. Как явление носит единичный характер.

Грабительский демпинг — преднамеренный вывоз товара за границу по ценам более низким, чем цены внутреннего ринка с намерением подорвать положение зарубежных поставщиков на их собственном рынке. Целью такой акции является устранение конкурентов на внешнем рынке и образование монополии.

Устойчивый демпинг — перманентные длительные усилия по проведению демпинговой политики с целью завоевания конкурентоспособной позиции на внешнем рынке, являющемся более гибким в отношении цен по сравнению с внутренним рынком продавца. Демпинг может осуществляться как средствами фирмы-экспортера, так и с помощью государства посредством субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета. В литературе демпинговой ценой считают так называемую бросовую цену, как правило, преследующую цель подавления конку­рентов. Установление демпинговых цен нередко служит основанием для применения санкций по отношению к тому предпринимателю (производителю или продавцу), который идет на установление таких цен. Чаще всего под демпинговыми подразумеваются цены, отклоняющиеся на 30% и более от уровня устоявшейся цены. Демпинговыми признаются также и цены, устанавливаемые на уровне ниже издержек производства.

Под антидемпинговыми процедурами понимается законодательная защита национальных производителей от импорта иностранных товаров по ценам ниже «справедливой цены», т.е. цены, которая устанавливается на данный товар в стране-экспортере или стране происхождения товара.

Борьба с демпингом является общепризнанной в торговой практике большинства стран мира как один из методов правительственного регулирования импорта. Официально защита от демпинга узаконена в рамках ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле). В 1996 г. ГАТТ переименовано во Всемирную торговую организацию. В 1967 г. этой международной организацией был принят специальный «Антидемпинговый кодекс». Он регламентирует процедуру выявления и доказательства факта демпинга, а также способы компенсации ущерба, нанесенного фирмам страны-импортера, производящим аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары.

В соответствии со ст.6 Указа Президента Украины «О мерах по предотвращению экспорта товаров происхождением из Украины, которые могут рассматриваться как демпинговые, и урегулированию торговых споров» от 25.08.94 г., при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности Украины экспортных и импортных операций непосредственно или через внешнеторгового посредника контрактные (внешнеторговые) цены должны соответствовать ценам, которые сложились или будут складываться на соответствующий товар на рынке экспорта или импорта на момент осуществления экспортной, импортной операций. Ответственность за обоснование цен по внешнеэкономическим контрактам возлагается на субъектов предпринимательской деятельности. Эта санкция применяется Межведомственной комиссией по вопросам антидемпинговых расследований по экспорту товаров происхождением из Украины, МВЭС Украины по решению суда или хоз.суда Украины, или по представлению правоохранительных органов Украины.