ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Давальческие договора на Украине. Критерии признания давальческого договора (I)

Развитие рыночной экономики в Украине значительно расширило формы и методы осуществления хозяйственной деятельности. Одной из таких новых форм хозяйственной деятельности есть производство продукции на давальческих условиях. В правовом оформлении такие производственные отношения осуществляются в рамках договора на переработку давальческого сырья.

В общих чертах, по данному договору заказчик поставляет на перерабатывающее предприятие сырье, а предприятие-переработчик обязывается это сырье переделать, причем поставщик сырья одновременно выступает в качестве владельца части конечной продукции. Другая ее часть передается переработчику как оплата за переработку.

Что же это за явление? Какие объективные причины обусловили его возникновение? Какая динамика использования подобных схем на Украине, и какие дальнейшие перспективы развития этого явления? Какой общий характер правового регулирования данного вида договора, и в чем его основные особенности? Освещению отмеченных вопросов посвящена предлагаемая статья. Рассмотрение этих вопросов является важным как в общетеоретических, так и практических целях, особенно еще и потому, что отмеченные вопросы почти не рассматривались в научной литературе.

Экономический кризис начала 90-х годов коснулся почти всех предприятий перерабатывающей промышленности не только Украины, но и СНГ. Главной причиной такой ситуации является развал бывшего Союза и централизованной системы обеспечения предприятий материальными ресурсами. Острый дефицит материальных ресурсов стал причиной нарушения непрерывного процесса производства и реализации продукции, привел к сокращению объемов накапливаний и прибыли предприятий, которые идут на расширение и возобновление производства. Для многих предприятий Украины главной деловой стратегией стало «выживание», «самосохранение» или оборонная стратегия. Некоторое время перерабатывающая промышленность использовала в своей деятельности исключительно бартерные операции в отношениях между предприятиями.

Система бартерных расчетов и взаимозачетов не отвечает требованиям современной экономики, чтобы, в окончательном итоге, привело кризис платежей по заработной плате и налоговых отчислениях. Отмеченные причины обусловили законодательное ограничение бартера.

4 марта 1998 года Президент Украины выдал указ №167/98 «О мероприятиях для повышения ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами», в котором накладывается запрет на проведение бартерных (товарообменных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности с товарами (продукцией, работами, услугами), список которых определяет Кабинет Министров Украины. Постановление Кабмина от 12.06.98 №854 «О перечне товаров (продукции, работ, услуг) экспорт которых запрещается по бартерным (товарообменным) операциях» предусматривал более 70 виды товаров, запрещенные к использованию в товарообменных операциях со всеми субъектами внешнеэкономической деятельности (кроме бартера с субъектами предпринимательской деятельности стран-участниц СНГ). Следующими постановлениями от 29.04.99 №756 «О некоторых вопросах регулирования товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности» и новой редакцией перечня от 11.11.02 Кабмин расширил список товаров запрещенных к бартеру, который уже содержал более 80-ти позиций.