ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Источники регулирования договора перевозки (II)

Целью данной статьи является оценка нынешнего состояния действующего законодательства в сфере перевозок железнодорожным транспортом и перевозок в общем, выявление основных недостатков данной законодательной системы и определение перспектив развития.

Многие клиенты компании используют услуги адвоката Днепропетровск при решении вопросов относительно договоров перевозки.

Так, в частности, В.Г.Баукин занимает достаточно принципиальную и категорическую позицию относительно нормативно-правовой регламентации отношений в сфере железнодорожных перевозок: «Социально-экономическое значение железнодорожного транспорта обусловливает важность нормативно-правового обеспечения его деятельности. Нельзя сказать, что данная сфера отличается стабильностью. Уставы железнодорожного транспорта, базовые отраслевые правовые акты принимались в нашей стране с 1885 г. восемь раз. Это является отражением того, что правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта в истории нашей страны строилось на разных принципах. Дореволюционный период отличался использованием частноправовых средств в регулировании перевозок. В советское время наблюдалась эволюция от частноправовой в публично-правовую регламентацию железнодорожных перевозок, самостоятельность и инициативность субъектов транспортной деятельности заменялась государственным планированием».

И.В.Спирин наоборот, видит в такой эволюции нормативно-правовых документов, регулирующих в разные времена правоотношения, состоявшие при перевозке положительную тенденцию: «Практически невозможно найти какие-либо неурегулированные отношения, связанные с железнодорожным транспортом. Поэтому речь может идти не о правовом вакууме, а лишь о том, что положения какого-либо документа требуют конъюнктурного исправления в связи с изменением социальных условий или достижениями научно-технического прогресса. Это позволяет говорить о наличии на железнодорожном транспорте того, что называют правовой культурой».

И все же, принимая во внимание различные точки зрения, можно утверждать, что нынешняя правовая система железнодорожного транспорта Украины находится на достаточно высоком уровне разработанности.

Отношения пассажиров и перевозчика регламентируются документами, составляют сложную иерархическую систему норм и правил.

В первые годы независимости Украины, основу законодательства Украины о железнодорожном транспорте составили нормативные акты Союза ССР. Постановлением Верховной Рады Украины от 12.09.1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» было установлено, что «до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украина, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины».

Но, конечно, правовая база, сложившаяся во времена существования Союза ССР, экономика которого основывалась на планово-распределительной деятельности, уже не отвечала требованиям современного развития правоотношений, формировались на фоне введения и формирования рыночной экономики Украины.