ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Комиссионный сбор - договор перевозки (II)

Методом исключения можно прийти к выводу, что, законодательством, которое регламентирует перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, комитентом в указанных отношениях признается транспортная организация, а комиссионером - кассы по продаже билетов. Впрочем:

- во-первых, еще Б.В.Покровский говорил о том, что кассы по продаже билетов не являются юридическими лицами. Они вступают в договор не от своего имени, а от имени железной дороги и специальное вознаграждение за продажу билетов не получают, комиссионер же должен выступать в гражданском обороте от своего имени. Итак, согласно конструкции договора комиссии, железнодорожный перевозчик по отношению к кассам продажи билетов комитентом быть не может;

- во-вторых, в данных отношениях комитентами нельзя считать и пассажиров. По этому вопросу Г.О.Микрюкова замечала, что если считать, что договор комиссии заключается между гражданином (комитентом) и агентством по продаже билетов (комиссионером), то получается, что комиссионер от своего имени заключает для комитента сделку - договор перевозки пассажира с транспортной организацией (третьим лицом), по которой ... сам приобретает права и обязанности, что не соответствует действительности;

- в-третьих, нет оснований называть сбор, взимаемый за услугу, связанную с оформлением, возвратом и переоформлением проездных документов комиссионным. Даже в том случае, если имел бы место договор комиссии, комиссионная плата должна выплачиваться комитентом комиссионеру (ч. 1 ст. 1013 ГК Украины), а не взиматься с пассажира, с которым комиссионер вступает в правоотношения.

Юридическая компания кроме услуг по обжалованию договоров перевозки или взысканию задолженности по договорам перевозки, также предоставляет услуги по признанию права собственности на объекты гражданского оборота.

Таким образом, можно утверждать, что с юридической точки зрения уплата комиссионного сбора за услугу, связанную с оформлением, возвратом, переоформлением проездных документов является необоснованным.

Подход к взиманию платы с пассажира за услугу, связанную с оформлением, возвратом, переоформлением проездных документов должно быть изменено. Это может быть осуществлено либо путем отмены взыскания такой платы (которая сейчас взимается не имея под собой никаких юридических оснований), или путем применения к этим правоотношениям иной правовой конструкции и переименование данного сбора за указанные услуги. В любом же случае, так называемый «комиссионный сбор» сегодня, по сути, скрытый умножитель тарифов на перевозки и выступает средством переложения экономического бремени оформления договора перевозки на пассажира.

Данный факт и является свидетельством наличия определенных недостатков, имеющих место при заключении договора перевозки пассажира и багажа путем присоединения к нему условий в целом, о чем уже было сказано выше. Вообще же, перевозчик наоборот должен быть заинтересован в привлечении к перевозкам как можно большего круга лиц и поощрять их к заключению договора перевозки, а не взимать с них деньги за оформление, возврат или переоформление проездных документов.