ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности (I)

1. Понятие и значение контроля.

В соответствии законом государственные органы не могут вмешиваться в непосред­ственную хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности за исключением случаев, если такая деятельность существенно не касается предусмотренных законодательством Украины прав государственных органов на осуществление контроля за их деятельностью.

Обжалование решений и актов государственных органов. Ссылка на услугу.

Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности определяется как органическая составная часть, функции управления. Через контрольные полномочия государство в лице его уполномоченных органов проверяет соблюдение законности и допустимость предпринимательства того или иного лица, его пределы и основания, гарантируя тем самым защиту прав потребителей и других предпринимателей от недобросовестной конкуренции или нарушения их законных прав и интересов. Через контроль обеспечивается реализация интересов самого государства и прежде всего формирования доходной части государственного бюджета.

Контроль рассматривается как проверка, надзор за выполнением законов, задач, качества, установление требований или сроков и т.п. Контроль рассматривается как заключительная функция государственного управления, то есть деятельность специально созданных государственных органов, которая непосредственно направлена на реализацию законов. Как целенаправленная деятельность государственных органов и их должностных лиц, контроль имеет ряд присущих черт:

Особенности контроля.

1) это один из основных разрешенных законом случаев вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. За редкими, прямо предусмотренными действующим законодательством случаями в процессе осуществления контроля не допускается прекращение деятельности предпринимателя;

2) контроль за осуществлением предпринимательства базируется на четко определенных специальными законами полномочиях государственных контрольных органов. Выйти за пределы своих контрольных функций и превысить объем предоставленных полномочий государственный орган и его должностные лица не могут. Закон предусматривает, что государственные органы и их должностные лица могут давать предпринимателям указания лишь в пределах своей компетенции, в установленных законодательством формах. В случае издания государственным или другим органом акта, который не отвечает его компетенции и требованиям действующего законодательства, предприниматель вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

3) контрольные функции принадлежат не только государственным органам, но и общественным органам (например, обществу защиты прав потребителей), иным субъектам в том случае, если будут выявлены факты нарушения их абсолютных прав (контрафактные действия). Так, согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» потребители в случае нарушения их прав могут обратиться с требованием к нарушителю о прекращении таких нарушений и защите его прав потребителя. Субъекты предпринимательства с целью поддержания своей деловой репутации могут самостоятельно осуществлять контроль за изготовлением продукции, за деятельностью своего персонала, посредников и т.п.

4) контроль должен осуществляться в предусмотренных законом правовых формах и лишь в пределах, указанных законом или подзаконным актом.

5) контроль должен осуществляться лишь при наличии предусмотренных законом случаев. При проведении контроля другим государственным органом относительно того же предмета, который контролировался предварительно, все затраты на его проведение должны быть возмещены за счет последнего органа. Если в ходе контроля работы предшествующего контрольного состояния будут выявлены допущенные им нарушения или злоупотребления должностным положением, в том числе противоправные действия, то отрицательные последствия результативного контроля должны также возлагаться на контролирующего.

6) контроль должен быть результативным, доведен до конца и заканчиваться соответствующим выводом. Последний доводится до контролируемого, а в случае выявления нарушений - к учредителям, государственным органам, которые обязаны рассматривать выявленные нарушения, давать им правовую оценку и привлекать к ответственности виновных лиц.

7) контроль должен быть оперативным и проводиться в оптимальные сроки.

При контроле за предпринимательством используются различ­ные его виды и формы. Он может быть предварительным, превентивным, текущим (в виде проверки, учета, обследования, наблюдения) и заключительным. Возможен экстраординарный контроль по факту выявления грубого нарушения законодательства в деятельности предпринимателя или тяжких его последствий, например, массовых отравлений потребителей и т.п.

Контрольные функции государственных органов непосредственно предусмотрены Конституцией Украины и целым рядом специальных законов, которые устанавливают правовые положения и регламентируют деятельность того или иного государственного органа.