ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Контрольные полномочия государственных органов (IX)

Осуществление предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, имеет свои определенные границы и связано с необходи­мостью соблюдения ряда частноправовых и публично-правовых обязанностей и требований действующего законодательства.

Обжалование решений и актов государственных органов. Ссылка на услугу.

Несмотря на большое количество государственных органов, которые могут осуществлять административный контроль за деятельностью субъектов предпринимательства, их полномочия можно свести к ряду общих:

- осуществление проверок;

- исследование и досмотр объектов;

- предъявление требования об устранении выявленных недостатков;

- получение сведений о деятельности субъекта;

- получение объяснений от должностных лиц;

- изъятие документов или других предметов, которые свидетельствуют о противоправной деятельности;

- опечатывание помещений, кассовых аппаратов, складов, хра­нилищ и других объектов предпринимательской деятельности;

-  наложение на виновных лиц административных штрафов и других санкций.

Некоторые из контролирующих государственных органов вправе:

- временно приостанавливать деятельность субъектов предпри­нимательства;

- запрещать отгрузку, реализацию (продажу) товаров, предостав­ление услуг и выполнение работ;

- опломбировывать производственные, складские и прочие по­мещения;

- приостанавливать операции на расчетных и других счетах в банках и финансово-кредитных учреждениях в случаях, если руково­дитель объекта, на котором необходимо провести проверку или реви­зию, ставит преграды должностному лицу по выполнению его обязанностей (п. 4 ст. 11 Закона Украины «О государственной налого­вой службе Украины»);

- проверять документы, которые уличают лицо в совершении преступления или другого правонарушения;

- беспрепятственно входить на территорию объекта с целью прекращения преступления;

- задерживать лиц, которые совершили (совершают) противоправные действия;

- проводить следственные действия;

- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;

- давать санкцию на проведение тех или иных следственных действий;

- осуществлять надзор за соблюдением законности (ст., ст. 20-29 Закона Украины «О прокуратуре», ст. 11 Закона Украины «О милиции», ст. 25 Закона Украины «О Службе безопасности Украины»). Следует иметь в виду, что эти полномочия должны осуществляться в преду­смотренных законом формах и пределах.

Контрольные полномочия правоохранительных органов

В соответствии с Законами Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 г., «О милиции» от 20 декабря 1990 г., «О Службе безопаснос­ти Украины» от 20 марта 1992 г. на правоохранительные органы возложены обязанности осуществления контроля за соблюдением действующего законодательства. Их контрольные полномочия можно рассматривать как общие и специальные.

Так, должностные лица прокуратуры, милиции, Службы безопас­ности Украины вправе:

- беспрепятственно, по предъявлению служебного удостовере­ния личности о занимаемой должности, входить в помещения государ­ственных органов, органов местного самоуправления, объединений граждан, учреждений и организаций независимо от форм собственнос­ти и подчиненности;

- истребовать, изучать материалы и документы, которые необ­ходимы для проведения проверки;

- на основании письменных постановлений, подписанных долж­ностными лицами правоохранительных органов, знакомиться с докумен­тами, которые содержат банковскую тайну или имеют конфиденциальный характер;

- вызывать граждан и должностных лиц по делам о совершении преступлений или в связи с материалами, которые находятся у них на рассмотрении, и требовать от них письменных, устных объяснений, которые касаются нарушений законодательства;

-  при наличии данных о факте совершения правонарушения проверять документы, которые удостоверяют личность.

Должностные лица прокуратуры имеют право письменно требо­вать представления в прокуратуру для проверки:

- справок (в том числе относительно операций и счетов юриди­ческих и физических лиц), связанных с проверкой решений, распоря­жений, инструкций, приказов и других документов, получать информа­цию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению;

- требовать от руководителей проведения проверок деятельнос­ти (подчиненных и подконтрольных предприятий, организаций, учреж­дений независимо от формы собственности).