ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Органы административного контроля (VI)

В случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав может осуществляться соответствующими государственными органа­ми или органами местного самоуправления. Исходя из того, что в про­цессе выполнения контрольных функций могут быть нарушены права субъектов предпринимательства, самым оперативным путем их защиты будет обращение с жалобой к руководителю контролирующего органа на противоправные действия его подчиненных. Впрочем, если законом прямо не предусмотрен досудебный порядок рассмотрения дела, можно непосредственно обратиться в суд.

Право лица на обжалование неправомерных действий государ­ственных должностных лиц вышестоящему руководителю закреплено рядом Законов Украины: ст. 12 Закона Украины «О прокуратуре», ст. 11 Закона Украины «О Государственной налоговой службе в Украине», ст. 12 Закона Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине». В случае неудовлетворения требований жалобщика после досудебного административного порядка рассмотрения дела, он может обратиться за судебной защитой. Согласно ст. 55 Конституции Украины права субъекта, в том числе субъекта предпринимательской деятельности, защищаются судом, и он имеет право обжаловать в суде решения, действия или бездеятельность органов государственной влас­ти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. При этом Конституция не устанавливает обязательной досудебной ста­дии защиты. Важно отметить, что в соответствии с внесенными в марте, статья предусматривает и возможность защиты прав через уполномоченного Верховной Рады по правам человека и обращения в международные судебные инстанции или органы международных организаций, членом которых является Украина.

Внесенными в 1996 году изменениями в ГПК Украины (ст.ст. 235-236) установле­но, что если есть принятое государственными органами решение, ко­торое нарушает права гражданина, то он вправе, не обращаясь с жалобой к вышестоящему органу, сразу же обратиться в суд. Таким образом, и досудебное рассмотрение таких дел не является обязатель­ным, а правом лица, права и законные интересы которого нарушаются. Заявление в суд на незаконные действия государственных ор­ганов и их должностных лиц должно быть представлено в двухмесячный срок с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав. При этом в случае принятия судом решения об удовлетворении требований заявления, затраты, которые потерпевший понес в связи с рассмотрением такого заявления (жалобы), в том числе затраты на предоставление юридической помощи, возлагаются судом на государственный орган, юридическое или должностное лицо. Учитывая, что право на обращение в суд все-таки право, а не обязанность, субъекты предпринимательства в случае нарушений в процессе контроля их законных прав и интересов могут их защищать и в административном порядке.

Кроме обжалования незаконных действий, причиненных при про­ведении контроля, предприниматель вправе требовать возмещения причиненных ему имущественных убытков и компенсации причинен­ного морального вреда. При этом не следует забывать, что такая обя­занность контрольного органа возникает лишь при наличии оснований для имущественной или моральной ответственности. Наличие соответствующих действительности убытков и мо­рального вреда, а не их мысленного характера. Как объективная ка­тегория, убытки могут быть экономически учтены, исходя из понесен­ных затрат и упущенной выгоды; второе же носит субъективный характер и зависит от оценки потерпевшим полагающейся ему мораль­ной компенсации, соответствующей действительности унижения его де­ловой репутации.