ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Особенности договора перевозки (I)

Статья 33 Конституции Украины гарантирует свободу передвижения, что как и право на вступление в правоотношения по перевозке является элементом правоспособности граждан.

Законодательство не ограничивает возраст пассажиров и не ставит объем гражданской дееспособности условием возможности или невозможности их перевозки транспортом общего пользования. Данный тезис свидетельствует о том, что любое физическое лицо может быть пассажиром.

Юристы компании предоставляют клиентам услуги в оформление наследства Днепропетровск.

Однако, право на проезд железнодорожным транспортом малолетних и несовершеннолетних лиц, а также заключение ими договора перевозки имеет свою специфику.

Согласно п.п. 2.28. и 32.16. Правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины (далее – Правила), устанавливается, что дети до 14 лет допускаются к перевозке в пассажирских (пригородных) поездах только в сопровождении взрослых. То есть, из этого следует, что лица, относящиеся к такой категории, не являются самостоятельными участниками договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом. Однако, с этим суждением согласны не все ученые. Так, в частности, Г.А. Микрюкова заявляла о том, что такие лица «являются пассажирами, совершают поездку по самостоятельному договору перевозки, заключенному от их имени и в их интересах родителями, усыновителями, опекунами, но особенность их правового положения такова, что они не могут самостоятельно, без сопровождения взрослых принять исполнение по договору». Такого же мнения придерживается и А.М. Нечипуренко.

Вместе с тем, законодательство, регламентирующее железнодорожные перевозки ничего не говорит о том, управомочены ли лица до 14 лет самостоятельно вступать в договор, или же они могут лишь самостоятельно принимать его исполнение? В связи с этим возникает необходимость обратиться к общей части гражданского права.

Так, З.В.Ромовская, говорит о том, что начало дееспособности может зависеть от уровня умственного и психического развития, среды, в которой живет человек, социальной активности, поэтому и может индивидуализироваться относительно каждого конкретного ребенка. Вместе с тем, ст. 31 ГК Украины четко устанавливает, что физическое лицо, не достигшее 14 лет, обладает частичной дееспособностью и имеет право самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки. Сделка считается мелкой бытовой, если она удовлетворяет бытовые потребности лица, соответствует его физическому, духовному или социальному развитию и касается предмета, имеющего невысокую стоимость. Кроме этих признаков, коллектив авторов учебника «Гражданское право Украины» под редакцией Р.Б.Шишки и В.А.Кройтора, выделяет еще один – такое соглашение должно совершаться на месте и не допускать разрыва между моментом заключения и исполнения сделки.

Несомненно, поездка лица, не достигшего 14 лет на поезде: а) может удовлетворять его бытовые потребности б) соответствовать физическому, духовному или социальному развитию малолетнего, и даже – в) билет на поезд (особенно это касается перевозок в пригородном сообщении) часто имеет невысокую стоимость. Однако можно ли сделки по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом отнести к категории мелких бытовых (особенно в свете последнего признака, выделенного представителями харьковской школы цивилистики)?