ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Ответственность перевозчика железнодорожного транспорта (II)

Вместе с тем, не уменьшая значительного вклада сделанного названными учеными в развитие науки гражданского права и института гражданско-правовой ответственности в частности, следует отметить, что эти исследования касались или общих вопросов гражданско-правовой ответственности, или осуществлялись во времена существования совершенно иных экономических, правовых и социальных парадигм. Кроме того, во времена государственной независимости Украины, вопросы гражданско-правовой ответственности предприятий железнодорожного транспорта в отношениях с пассажирами своего исследования в трудах отечественных цивилистов почти не находили.

Юридическая компания предоставляет услуги юридическим лицам и физическим лицам-предпринимателям относительно представительство в суде по вопросам корпоративных, налоговых, земельных и хозяйственных правоотношений.

Цель статьи состоит в выделении основных пробелов и проблем в правовом регулировании ответственности железнодорожного перевозчика за задержку отправления пассажира и нарушение срока их доставки в пункт назначения, а также предлагаемых оптимальных путей устранения выявленных недостатков.

Статья 610 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) определяет, что нарушением обязательства является его невыполнение или выполнение с нарушением условий, определенных содержанием обязательства. Как отмечает коллектив авторов учебника «Гражданское право»: «Факт просрочки влияет на содержание основного договорного обязательства, дополняя его дополнительными правовыми последствиями, в частности, мерами гражданско-правовой ответственности таких как возмещение убытков, причиненных просрочкой, взыскания (передача) неустойки ...» . Поддерживая данное направление, ст. 920 ГК Украины определяет, что в случае нарушения обязательств, вытекающих из договора перевозки, стороны несут ответственность, установленную по договоренности сторон, если иное не установлено ГК Украины, другими законами, транспортными кодексами (уставами). Впрочем, способ заключения договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом (его принадлежность к группе договоров присоединения), предоставляет перевозчику возможность в одностороннем порядке устанавливать условия договора перевозки, что, в свою очередь, делает невозможным существование договоренности между сторонами как таковой. Одновременно предоставляя перевозчику такое право, законодатель предоставляет определенные гарантии защиты прав и более слабой стороны этого обязательства - пассажира, прописывая на уровне ГК Украины его основные права (ст. 911) и предусматривая ответственность перевозчика за нарушение этих прав (ст.ст. 922, 924, 928 и т.д.).

Вместе с тем, не всегда нормы ГК Украины находят свое развитие в специальном законодательстве. Так, Правилами перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины (далее - Правила) в п. 2.25 устанавливается, что перевозка пассажиров осуществляется между всеми железнодорожными станциями, открытыми для посадки, высадки пассажиров по расписанию движения пассажирских поездов.