ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Ответственность перевозчика железнодорожного транспорта (III)

Такая формулировка нормы косвенно устанавливает обязанность железнодорожного перевозчика обеспечивать движение пассажирских поездов по расписанию. Соблюдение установленных сроков доставки пассажиров - как говорит В.В.Залеский - является важным для пассажира любого вида транспорта. Опоздание на важные деловые переговоры может повлечь серьезные убытки для предпринимателя, опоздание на похороны родственника нанесет моральный ущерб. Потому как для пассажира, так и для перевозчика существенным является четкое регулирование оснований и размера ответственности за просрочку доставки пассажира в пункт назначения.

Компания предоставляет юридические услуги Днепропетровск по договорным правоотношениям.

Впрочем, как часто утверждают ученые, «пользуясь правом издания правил перевозок, некоторые перевозчики стараются максимально ограничить свою ответственность перед пассажирами за нарушение срока отправления транспортного средства и срока прибытия к месту назначения». Вместе с тем проблемность реализации ответственности перевозчика за нарушение условий договора о сроке порожденная еще нечетким формулированием п. 1 ст. 922 ГК Украины, где указывается, что за задержку в отправлении транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном по договоренности сторон, транспортными кодексами (уставами), если перевозчик не докажет, что эти нарушения произошли вследствие непреодолимой силы, устранение неисправности транспортного средства, которая угрожала жизни или здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Нечеткость связана как раз с последним тезисом относительно устранения неисправности транспортного средства и о других обстоятельствах, не зависящих от перевозчика. В этом и существуют некоторые дискуссии среди ученых, о чем будет сказано далее.

Говоря об ответственности перевозчика вообще, О.М.Садиков отмечал, что: «... ответственность перевозчика является одновременно и повышенной, и пониженной. Повышенная она при причинении вреда жизни и здоровью пассажира. Снижена она потому, что не наступает за нарушение сроков перевозки пассажира». Сегодня ситуация де-юре несколько изменилась, ведь на уровне ГК Украины пока предусмотрена ответственность в виде штрафа за задержку в отправлении транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание в прибытии такого транспортного средства в пункт назначения, но вместе с тем, законодатель одновременно дает право устанавливать ее пределы при договоренности сторон, или в транспортных кодексах (уставах) самому перевозчику.

То есть, по сути, норма, закрепленная в п. 1 ст. 922 ГК Украины является императивной для транспортных организаций и обязывает их платить такой штраф, лишь предоставляя возможность самостоятельно устанавливать его размеры. Однако, во-первых, как уже отмечалось, при данных обстоятельствах договоренность сторон и согласования условий договора невозможно, а во-вторых, пользуясь предоставленными законодательством привилегиями по самостоятельному установлению условий договора перевозки пассажира, перевозчик, иногда, может пренебрегать некоторыми правами пассажиров и уклоняться от ответственности просто не предусматривая ее в транспортных кодексах (уставах).