ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Ответственность железнодорожного перевозчика (II)

 

В любом случае станция назначения обязана уведомить пассажира об обнаружении потерянного багажа, если его место жительства известно или может быть установлено, несмотря на то, сколько времени прошло с момента его потери. Данные вещи являются личной собственностью граждан, а, согласно ч. 1 ст. 321 ГК Украины, право собственности является нерушимым. Никто не может быть противоправно лишен этого права или ограничен в его осуществлении.

Юристы компании предоставляют юридическая консультация Днепропетровск об установлении права собственности и привлечения перевозчика к ответственности.

Норма о нерушимости права собственности касается всех ее форм, тогда как ст. 41 Конституции Украины предусматривает нерушимость только права частной собственности. Нерушимость права собственности заключается в его неприкосновенности, а вместе в неприкосновенности самого имущества собственника. Все лица должны воздерживаться от необоснованного завладения имуществом собственника и причинения ему вреда. Не допускается также противоправное лишение права собственности или ограничения в его осуществлении.

Во всех указанных случаях ограничения в праве собственности, прекращения права собственности возможно только по основаниям и в порядке, установленными актами, имеющими статус закона, ведь согласно ст. 92 Конституции Украины правовой режим собственности определяется исключительно законами Украины. По определенной части ограничений (обременений) недвижимого или движимого имущества предусмотрена государственная регистрация в соответствии с Законами Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений", "Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений".

Определяя границы ответственности перевозчика за недостачу, утрату, порчу или повреждение багажа, законодатель в ст. 127 Устава железных дорог Украины установил размеры такой ответственности. Вместе с тем, перевозчик несет ответственность лишь в пределах стоимости перевозимого багажа и только при наличии его вины. То есть, что касается размера и границ ответственности, ответственность перевозчика в данном случае носит ограниченный характер. Так, согласно ст. 113 Устава железных дорог Украины за несохранность (утрату, недостачу, порчу и повреждение) принятого к перевозке груза, багажа, грузобагажа железная дорога несет ответственность в размере фактически причиненного вреда, если не докажет, что утрата, недостача, порча, повреждение возникли по не зависящим от них причин.

Таким образом, предоставляя пассажиру только на возмещение реальных убытков (утраты, которые лицо понесло в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо произвело или должно произвести для восстановления своего нарушенного права - п. 1 ч. 2 ст . 22 ГК Украины), законодатель лишает его права на возмещение тех доходов, которые он мог бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), то есть если бы перевозчик не нарушил обязательства по перевозке багажа пассажира. Данное положение об ограниченной ответственности перевозчика является своеобразной защитой его имущественных интересов. Связать это можно, опять же, со спецификой договора присоединения, в котором свои права, обязанности, ответственность за их нарушения и т.п., перевозчик устанавливает самостоятельно. Однако, несмотря на то, что данные пределы ответственности перевозчика уже на протяжении довольно долгого периода являются принятыми законодателем нормами, считаем необходимым не согласиться с тем, что они являются приемлемыми для применения к данным правоотношениям. Перевозчик, не учитывая возможности возникновения возможных убытков у пассажиров из-за ненадлежащего выполнения им своих обязательств по договору перевозки багажа, данной нормой ограничивает их права и законные интересы.