ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Ответственность железнодорожного перевозчика (III)

В случае просрочки доставки багажа, согласно ч.ч. 3, 4 ст. 127 Устава железных дорог Украины за просрочку доставки багажа, грузобагажа железная дорога уплачивает штраф в размере 10 процентов провозной платы за каждые сутки, но не более 25 процентов провозной платы.

Юристы компании предоставляют услуги по правоотношениям между субъектами хозяйствования о признании договора недействительным.

Поэтому, можно увидеть, что ответственность за нарушение обязательства по перевозке багажа железнодорожным транспортом, законодателем в большинстве случаев предусматривается применение неустойки в виде штрафа (неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы неисполненного или ненадлежаще исполненного обязательства - ч. 2 ст. 549 Гражданского кодекса Украины). Более того, законодателем применяется такой вид неустойки как исключительная - предполагает выплату только неустойки, при этом возможность взыскания убытков исключается. Как отмечает Л.В. Зарапин, особенность взыскания неустойки состоит в том, что сторона, права которой нарушены, при взыскании только неустойки, освобождается от необходимости доказывать наличие убытков. Таким образом, продолжает ученый, основное значение неустойки заключается в установлении определенной суммы, подлежащей выплате независимо от размера нанесенного ущерба.

Кроме закрепление в нормах главы 49 ГК Украины, неустойка нашла правовое регулирование также в положениях Хозяйственного кодекса Украины, где для ее определения применяется термин "штрафные санкции". Согласно ст. 230 ХК Украины штрафными санкциями признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

При этом следует отметить, что понимание хозяйственных санкций в ГК есть несколько шире понятия гражданско-правовой неустойки. Под штрафными санкциями здесь понимаются также и денежные суммы, которые участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, то есть соответствующие финансовые санкции, взымаемые за нарушение валютного, налогового, антимонопольного и других публичных отраслей законодательства (например санкции, предусмотренные Главой 11 раздела II Налогового кодекса Украины).

Таким образом, теперь ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа пассажиров носит ограниченный характер, т.е. перевозчик несет ответственность лишь в пределах стоимости перевозимого багажа и только при наличии вины. Данные пределы ответственности перевозчика являются неприемлемыми для применения к правоотношениям по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом. Перевозчик, не учитывая возможности возникновения возможных убытков у пассажиров из-за ненадлежащего выполнения им своих обязанностей по договору перевозки багажа, данной нормой ограничивает их права и законные интересы. В связи с этим предлагается вместо исключительной неустойки, который сегодня применяется при привлечении перевозчика к ответственности за нарушение обязательства по перевозке багажа железнодорожным транспортом, использовать штраф, который бы предоставлял возможность взыскания не только самой неустойки, но и суммы убытков.