ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Практика рассмотрения судами гражданских дел о признании права собственности на самовольное строительство (II)

В случае предъявления иска о признании права собственности на самовольно построенный объект недвижимости к неподобающему ответчику (например, к бюро технической инвентаризации или лишь к определенному физическому лицу) суд в зависимости от предмета иска и обстоятельств дела в порядке, предусмотренном частью первой статьи 33 ГПК, должен решить вопрос о его замене на надлежащего ответчика или из собственной инициативы в порядке, предусмотренном частью второй статьи 35 ГПК, привлекает соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления как третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований относительно предмета иска, также в соответствии с частью третьей статьи 45 ГПК привлекает к участию по делу соответствующую инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля для предоставления выводов на выполнение ее полномочий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26, статьи 27 Закона N 3038 - VI право на застройку земельного участка реализуется ее владельцем или пользователем при условии использования земельного участка в соответствии с требованиями предусмотренными градостроительной документацией, полученной застройщиком к началу выполнения строительных работ, в частности: выходных данных, технических условий, строительного паспорта, разработки проектной документации и проведения в случаях, предвиденных статьей 31 данного Закона, ее экспертизы; утверждение проектной документации; выполнение подготовительных и строительных работ.

При этом суд должен обращать внимание на то, что в соответствии со статьей 32 Закона N 3038 - VI отнесения строительства к категории сложности объектов строительства осуществляется проектной организацией и заказчиком; от отмеченной категории зависит состав разрешительной документации (статье 26 - 31 отмеченного Закона), необходимой для начала строительства.

Решая дело, суд должен размежевывать основания начала подготовительных и строительных работ, которые, кроме статей 34 и 35 Закону Украины N 3038 - VI, регулируются также постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 года N 466 "О некоторых вопросах выполнения подготовительных и строительных работ", и обращать внимание на то, что для начала строительных работ достаточно направление сообщения или декларация к территориальному органу государственной архитектурно-строительной инспекции с учетом категории сложности объектов строительства.

Кроме того, суд должен иметь в виду то, что пунктом 9 Заключительного положения Закона N 3038 - VI определенно упрощенный порядок принятия к эксплуатации построенных до 31 декабря 2009 года индивидуальных (усадебных) жилищных домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним и тому подобное, которые построены без разрешения на выполнение строительных работ и заявления о принятии которых подаются до 31 декабря 2012 года.

По делам, связанных с самовольным строительством недвижимого имущества, суды должны учитывать, что по общему правилу лицо, которое осуществило или осуществляет такое строительство, не приобретает права собственности на него (часть вторая статье 376 ГК).

Вместе с этим владелец земельного участка приобретает право собственности на возведенные им здания, сооружения и другое недвижимое имущество (часть вторая статье 375 ГК), потому по требованию владельца (пользователя) земельного участка суд может признать за ним право собственности на недвижимое имущество, которое самовольно построено на ней, если это не нарушает права других лиц (часть пятая статье 376 ГК).

Решая дело по иску владельца (пользователя) земельного участка о признании права собственности на самовольно построенное недвижимое имущество, суды обязаны устанавливать все обстоятельства дела, в частности: является ли истец владельцем (пользователем) земельного участка; обращался ли, он к компетентному государственному органу о принятии застройки к эксплуатации; является ли законным отказ в таком принятии; нарушены ли существенно строительные нормы или правила.