ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Проблемы определения правопреемства юридических лиц во времени (II)

Еще больше усложняет ситуацию норма ч. 11 ст. 37 данного Закона, где сказано, что «изменения в учредительные документы юридического лица, которое прекращается, подлежат государственной регистрации после государственной регистрации прекращения юридического лица в результате присоединения. Присоединение считается завершенным с момента государственной регистрации прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате присоединения, и государственной регистрации соответствующих изменений в учредительные документы».

Юридическая компания предоставляет услуги в сфере корпоративных правоотношений Ссылка на услугу.

Из этой нормы следует, что для того, чтобы ООО «А» (к которому присоединяется ООО «Б») стало правопреемником ООО «Б» должен состояться юридический состав: 1) ООО «Б» должно быть исключено из Единственного Государственного Реестра; 2) в устав ООО «А» должны быть внесены (и зарегистрированы) изменения, о том, что оно является правопреемником ООО «Б». Тем не менее эти два события могут разделяться значительным промежутком времени. Общие собрания участников ООО «А» еще должны принять решение об утверждении устава в новой редакции, а по различным причинам этого может не случиться (например, из-за отсутствия кворума).

Некоторые юристы-практики (А. Дорошенко и другие) связывают момент правопреемства с моментом подписания передаточного акта. Похожая позиция изложена в разъяснении Высшего Арбитражного Суда Украины № 02-5/334 от 12 сентября 1996 года, а именно: «В случае слияния, разделения, присоединения юридических лиц момент перехода имущества и соответствующих прав и обязанностей к новым юридическим лицам определяется, если другое не предвидено законом или постановлением о реорганизации, днем подписания передаточного или распределительного акта или баланса и потому может не совпадать во времени с моментом осуществления реорганизации юридического лица, то есть исключением его из государственного реестра».

Также в ч. 2 п. 10-1 Разъяснения указывается, что «правопреемник должен довести факт правопреемства, подав, в частности, документы, которые подтверждают прекращение существования юридического лица, которое реорганизовывается, и создания в связи с этим новой (или новых)».  Таким образом, правопреемство связано с моментом подписания передаточного акта или распределительного баланса, но не может состояться без регистрации прекращения юридического лица. В данном случае также встречается подобная изложенной выше проблема: между датой подписания передаточного акта и датой прекращения юридического лица, которое присоединяется, может пройти длительное время. По моему мнению, такой акт является документом, который закрепляет совокупность прав и обязанностей, которые вступят в силу за наступлением отлагательного обстоятельства; сам же факт правопреемства возможен лишь в результате наступления конкретных юридических слогов.

Для решения этих вопросов необходимо четко предусмотреть возможность сначала создать юридическое лицо-правопреемника (или зарегистрировать соответствующие изменения в его уставе), а уже потом прекращать юридическое лицо-предшественника. Можно предусмотреть также обязанность зафиксировать в уставе правопреемника положения о правопреемстве, которые вступят в силу (как по существу и само правопреемство) с момента прекращения юридического лица-правопредшественника. Следует также усилить на нормативном уровне механизм контроля государственными органами за моментом составления передаточного акта, который должен составляет после проведения всех расчетов с кредиторами и механизм контроля за персональным сообщением кредиторов юридического лица, которое реорганизовывается.

Подобное урегулирование этих вопросов, которые вызывают трудности, с одной стороны должно способствовать созданию условий перехода прав и обязанностей (активов и пассивов) юридических лиц и эффективного выполнения ими своих функций, а из другой - делает невозможным распространения злоупотреблений со стороны участников хозяйственного оборота.