ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Проездной билет (VI)

Современное железнодорожное законодательство предусматривает следующие виды перевозок, как прямое железнодорожное сообщение и прямое смешанное сообщение. Определение этих категорий предоставляет, в частности, Устав железных дорог Украины. Так, п. 6 Устава указывает, что прямым железнодорожным сообщением является перевозка грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа в пределах двух и более железных дорог Украины, а прямым смешанным сообщением является перевозки, осуществляется железными вместе с другими видами транспорта по единому транспортному документу, составленному на весь путь.

При обращении в суд по договорным правоотношениям или отношениям связанным с возмещением имущественного ущерба причиненного железной дорогой, наша компания предоставляет услуги - представительство в суде.

Впрочем, к сожалению, отсутствие детального законодательного регулирования категории «прямое смешанное сообщение» приводит к тому, что к пассажирским перевозкам она не применяется. Хотя, те же страны Евросоюза и Россия имеют в своем законодательстве нормы, регулирующие перевозку пассажира в прямом смешанном сообщении и нормы, регламентирующие действие «единого билета».

Так, анализируя практику зарубежных стран, можно сказать, что при перевозках пассажиров в прямом смешанном сообщении действуют правила для пассажиров, установленные на каждом виде транспорта. При следовании в пункт назначения различными видами транспорта пассажир покупает единый билет на проезд в прямом смешанном сообщении. Покупая единый билет, пассажир в пункте отправления полностью оплачивает стоимость проезда несколькими видами транспорта (например, железнодорожно-водным). В билете указывается номер поезда, вагона и места, а также, например, парохода, номер каюты и места, а если еще предполагается пересадка на самолет или автобус - также соответственно номер рейса и места в самолете или автобусе. Имея единый билет, пассажир в пункте пересадки с одного вида транспорта на другой избавлен от необходимости повторно обращаться в билетные кассы за приобретением билета и получения места. Отношения пассажира с перевозчиками при таких перевозках должны регулироваться специальными актами. Например, было бы целесообразным оформлять соглашения о перевозке пассажиров в прямом железнодорожно-морском сообщении, о перевозке пассажиров в прямом железнодорожно-автомобильном сообщении и т.д.

Так, еще Устав железных дорог Союза ССР в п. 96 предусматривал, что железнодорожный транспорт осуществляет перевозки грузов, пассажиров и багажа в тесном взаимодействии с другими видами транспорта - морским, речным, автомобильным и воздушным, организуя систему прямых смешанных сообщений: железнодорожно-водных, железнодорожно-автомобильных, железнодорожно-водно-автомобильных, а в необходимых случаях - железнодорожно-воздушных и других сообщений. Перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляется по единому транспортному документу, состоящий на весь путь следования.

Пункт 97 настоящего же Устава указывал, что перевозка пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении производится на основании особых соглашений Министерства путей сообщения с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.

Поэтому, как видим, законодательство нашего государства во время пребывания в составе Советского Союза уже имело опыт позитивного закрепления института перевозок пассажира в прямом смешанном сообщении. Тем не менее, украинский законодатель не принял прошлый опыт и не смог его рецепиентовать и приспособить к современной системе пассажирских перевозок.

Пока сказать можно только одно - современный технический прогресс, изменение социальных условий, развитие железнодорожных, автомобильных сетей, относительная доступность для широкого круга лиц авиационных перевозок, требует приведения нашего транспортного и гражданского законодательства к современным мировым стандартам. В частности, введение «единого билета» сейчас необходимо не только для того, чтобы привести наше законодательство к мировым требованиям, это призвано и тем, что общественное сознание граждан нашего государства постепенно выходит на другой, более высокий уровень, который должен иметь устойчивое и надежное основание в виде урегулированности отношений на нормативном уровне.