ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Розничная купля-продажа (Часть VII)

Указанная статья защищает интересы покупателя — непрофессионального участника товарообмена в случае, когда продавец не нарушал прав потребителя. Поэтому и не идет речь о возмещении любых убытков покупателю или о каких-то других неблагоприятных последствиях для продавца. Напротив, законодатель устанавливает определенные требования, которых должен придерживаться: покупатель, защищая свои интересы.

Во-первых, товара, который подлежит обмену, не должен быть в использовании, а потому сохранен его товарный вид и потребительские свойства.

Во-вторых, покупатель имеет доказательства приобретения товара именно у данного продавца. Это может быть товарный или кассовый чек или другой документ, что подтверждает оплату товара (расчетный документ).

В-третьих, нормативно-правовыми актами устанавливается перечень товаров, которые не подлежат обмену или возвращению на основаниях, предвиденных настоящей статьей. Не подлежат обмену, в частности - медицинские препараты и средства предметов санитарной гигиены, светочувствительные товары, корсетные товары, парфюмерно-косметические товары, детские игрушки (мягкие, резиновые), сурдины (для духовых музыкальных инструментов), ювелирные изделия из драгоценных металлов, изделия из янтаря, белье нательное, чулочно-носочные изделия, товары в аэрозольных упаковках, перьево-пуховые изделия, ткани, ковровые изделия метражные, белье постельное, печатные издания, трубная продукция и тому подобное.

Покупатель имеет определенные права в случае продажи ему товара неподобающего качества (ст. 708 ГК, ст. 14 Закона). При этом закон учитывает, во-первых, предмет договора и, во-вторых, кто выступал в роли продавца.

Если заключался договор купли-продажи непродовольственных товаров, которые не были в пользовании, в случае выявления покупателем в течение гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами или договором, недостатков, не предостереженных продавцом, или фальсификации товара, он имеет право за своим выбором предъявить, одну из следующих:

- требовать от продавца или изготовителя безоплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов, осуществленных покупателем или третьим лицом, на их исправление;

- требовать от продавца или изготовителя замены товара на аналогичный товар надлежащего качества или на такой же товар другой модели с соответствующим пересчетом в случае разницы в цене;

- требовать от продавца или изготовителя соответствующего уменьшения цены;

- отказаться от договора, требовать возвращения оплаченной за товар денежной суммы (ч. 1 ст. 708 ГК).

- по своему усмотрению или продавцу по месту продажи товара, или изготовителю товара, а в соответствии со ст. 14 Закона не только им, а также и предприятию, которое выполняет их функции по месту нахождения потребителя. Причем продавец и производитель во время продажи (реализации) товара обязаны информировать потребителя о таких организациях. В случае непредставления указанной информации они несут установленную законом ответственность (статьи 18, 23 Закона).

Между тем следует учитывать то, что требования могут предъявляться покупателем лишь в случае, когда он выявил недостатки, которые не были оговорены продавцом. При этом не суть важно, которые эти недостатки - скрытые или явные; была у покупателя возможность их выявить при покупке; имел продавец информацию об этих недостатках или нет. Кроме этого, требования предъявляются лишь тогда, когда недостатки или фальсификация товара была выявлена в течение гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами (например, Правилами продажи непродовольственных товаров) или предвиденных договором.

Если же заключался договор купли-продажи непродовольственных товаров, что уже были в пользовании и реализованные через розничные комиссионные торговые организации, о чем покупатель поинформирован продавцом, то он имеет право предъявить такие же требования, которые предвидены в ч. 1 ст. 708 ГК, но при условии, что товар, который был приобретен, содержал существенные недостатки, не предостереженные продавцом.

Продовольственные товары неподобающего качества продавец обязан заменить на качественные или вернуть покупателю оплаченные деньги.

ЦК регулирует вопрос относительно порядка и сроков удовлетворения требований покупателя при замене товара или устранения недостатков (ст. 709), а также возмещение разницы в цене в случае замены товара, уменьшения цены и возвращения товара неподобающего качества (ст. 710).

Новизной в ГК является статья 711, которая предусматривает ответственность за вред, нанесенный товаром неподобающего качества. Продавец или изготовитель товара неподобающего качества возмещает вред, причиненный имуществу покупателя, а также вред, нанесенный увечьем, другим повреждением здоровья или смертью покупателя в связи с приобретением такого товара. Между тем эта норма бланкетная и содержит ссылку к положениям главы 82 ГК, §3 которой (статье 1209-1211) регулирует данные вопросы.