ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших проблем!»
+38 097-00-17-016
+38 063-653-03-82
+38 050-884-54-02
Социально-экономические аспекты оплаты труда и ее реформа (Часть II)

Следующим социально-экономическим фактором является показатель соотношения доходов с затратами и структура денежных затрат работников. Зарубежные экономисты давно признали, что именно затраты свидетельствуют о размерах доходов, в частности, о заработной плате, и положили этот тезис в основу налоговой политики. Налог платится не только с доходов, а в определенных случаях и с затрат (покупок). Однако налоги — это сфера другой отрасли законодательства, хотя, как видим, оплата труда — это та категория, которая проведет нас не по одной сфере общественных отношений. Ограничимся лишь таким показателем: в странах с развитой рыночной экономикой наемные работники затрачивают на приобретение продуктов питания и промышленных товаров 25-30 % заработной платы, в то время как в Украине этот показатель равен 70-80%.

Существует ряд проблем и в системе организации заработной платы: размеры зарплаты практически оторваны от конечных результатов труда работников и предприятий; несовершенна дифференциация оплаты труда; не определена роль минимальной зарплаты. Все названные проблемы обострил платежный кризис, который привел многие предприятия к задолженности по зарплате. Неудовлетворенность уровнем оплаты труда способствует оттоку рабочей силы из легального сектора в теневой рынок и вообще из страны.

Таким образом, современное социально-экономическое положение в сфере оплаты труда следует определить как кризисное, требующее незамедлительных конструктивных преобразований со стороны государства. На протяжении последних лет. правительство ведет систематическую работу по изысканию новых эффективных средств реформирования системы оплаты труда.

В основных направлениях социальной политики на 1997-2000 годы предусмотрены конкретные мероприятия по реформированию оплаты труда. Эти меры охватывают два направления. Первое — меры, направленные на стабилизацию уровня жизни, совершенствование оплаты труда и денежных доходов населения, второе — меры, направленные на погашение задолженности по заработной плате. Меры, направленные на совершенствование организация оплаты труда предусматривают внедрение как общих принципиально новых положений, так и совершенствование уже установленных норм. Прежде всего, как сказано в документе, необходимо внедрить в законодательство и правоприменительную практику такое важное положение, как обеспечение зависимости размеров оплаты труда от личного вклада работника и конечных результатов труда. Следует сразу же отметить, что проблема эта не новая и в директивных документах советского периода не раз про возглашались намерения осуществить и реализовать та кую зависимость. Однако, как свидетельствуют практика и научные исследования, решить такую задачу не просто. Этот вопрос тесно связан с совершенствованием нормирования труда, с рынком труда (уровнем безработицы) и социальной психологией.

Не менее важной частью предстоящей работы является установление на законодательном уровне системы минимальных социальных стандартов. В частности, определение понятия, содержания и размера прожиточного уровня, предусмотренного Конституцией Украины. Другим социальным стандартом выступает минимальная заработная плата. Здесь также будет проведен комплекс реформ, направленных на изменение правовой модели ее применения в Украине. Намечаемую тенденцию в целом можно охарактеризовать как сужение сферы применения норматива минимальной заработной платы.

К организационно-правовым средствам реализации реформы относится усиление эффективности механизма договорного регулирования оплаты труда между работодателями и наемными работниками через акты социального партнерства; повышение части тарифа в средней заработной плате до 50-60%; усиление государст­венного регулирования оплаты труда в отношении предприятий и организаций государственной формы собственности и другие.

Основными направлениями социальной политики на период до 2004 года определены основные положения в отношении доходов населения и усовершенствования оплаты труда. Важнейшим направлением названо увеличение денежных доходов населения — как работающего, так и неработающего в 1,3-1,4 раза. Предусмотрена разработка нового социального стандарта — минимальной почасовой заработной платы, обязательного для всех секторов экономики, с постепенным его внедрением; усиление государственного влияния на нормирование труда, создание механизма регулирования фондов оплаты труда в зависимости от результатов производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий.