Осуществление предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, имеет свои определенные границы и связано с необходимостью соблюдения ряда частноправовых и публично-правовых обязанностей и требований действующего законодательства.
Обжалование решений и актов государственных органов. Ссылка на услугу.
Несмотря на большое количество государственных органов, которые могут осуществлять административный контроль за деятельностью субъектов предпринимательства, их полномочия можно свести к ряду общих:
- осуществление проверок;
- исследование и досмотр объектов;
- предъявление требования об устранении выявленных недостатков;
- получение сведений о деятельности субъекта;
- получение объяснений от должностных лиц;
- изъятие документов или других предметов, которые свидетельствуют о противоправной деятельности;
- опечатывание помещений, кассовых аппаратов, складов, хранилищ и других объектов предпринимательской деятельности;
- наложение на виновных лиц административных штрафов и других санкций.
Некоторые из контролирующих государственных органов вправе:
- временно приостанавливать деятельность субъектов предпринимательства;
- запрещать отгрузку, реализацию (продажу) товаров, предоставление услуг и выполнение работ;
- опломбировывать производственные, складские и прочие помещения;
- приостанавливать операции на расчетных и других счетах в банках и финансово-кредитных учреждениях в случаях, если руководитель объекта, на котором необходимо провести проверку или ревизию, ставит преграды должностному лицу по выполнению его обязанностей (п. 4 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе Украины»);
- проверять документы, которые уличают лицо в совершении преступления или другого правонарушения;
- беспрепятственно входить на территорию объекта с целью прекращения преступления;
- задерживать лиц, которые совершили (совершают) противоправные действия;
- проводить следственные действия;
- осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;
- давать санкцию на проведение тех или иных следственных действий;
- осуществлять надзор за соблюдением законности (ст., ст. 20-29 Закона Украины «О прокуратуре», ст. 11 Закона Украины «О милиции», ст. 25 Закона Украины «О Службе безопасности Украины»). Следует иметь в виду, что эти полномочия должны осуществляться в предусмотренных законом формах и пределах.
Контрольные полномочия правоохранительных органов
В соответствии с Законами Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 г., «О милиции» от 20 декабря 1990 г., «О Службе безопасности Украины» от 20 марта 1992 г. на правоохранительные органы возложены обязанности осуществления контроля за соблюдением действующего законодательства. Их контрольные полномочия можно рассматривать как общие и специальные.
Так, должностные лица прокуратуры, милиции, Службы безопасности Украины вправе:
- беспрепятственно, по предъявлению служебного удостоверения личности о занимаемой должности, входить в помещения государственных органов, органов местного самоуправления, объединений граждан, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности;
- истребовать, изучать материалы и документы, которые необходимы для проведения проверки;
- на основании письменных постановлений, подписанных должностными лицами правоохранительных органов, знакомиться с документами, которые содержат банковскую тайну или имеют конфиденциальный характер;
- вызывать граждан и должностных лиц по делам о совершении преступлений или в связи с материалами, которые находятся у них на рассмотрении, и требовать от них письменных, устных объяснений, которые касаются нарушений законодательства;
- при наличии данных о факте совершения правонарушения проверять документы, которые удостоверяют личность.
Должностные лица прокуратуры имеют право письменно требовать представления в прокуратуру для проверки:
- справок (в том числе относительно операций и счетов юридических и физических лиц), связанных с проверкой решений, распоряжений, инструкций, приказов и других документов, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению;
- требовать от руководителей проведения проверок деятельности (подчиненных и подконтрольных предприятий, организаций, учреждений независимо от формы собственности).