ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших вопросов!»
Общие принципы реализации права на застройку земельного участка (I)

Статье 375 Гражданского кодекса Украины определяются общие принципы реализации права на застройку земельного участка. При этом необходимо отметить, что в Земельном кодексе Украины и Гражданском кодексе Украины по-разному определяется юридическая сущность права на застройку участка: в первом предусмотрено, что владельцы земельных участков вправе сооружать обитаемые дома, производственные и другие здания и сооружения (статья 90 ЗКУ); во втором - владелец земельного участка имеет право не только возводить на ней здания и сооружения, но и создавать закрытые водоемы, осуществлять перестройку, а также позволять строительство на своем участке другим лицам (ст. 375 ГКУ). В сравнении с ЗКУ, ГКУ расширяет перечень объектов права застройки, а также определяет дополнительные полномочия владельца на застройку участка. Однако в данных законах содержание права на застройку земельного участка раскрывается без учета требований градостроительного законодательства относительно определения понятия "застройка".

Юридическая компания оказывает услуги в сфере признания права собственности на самовольные строения.

Согласно норм, статьи 26 Закона, застройка территорий осуществляется путем размещения объектов строительства. Субъекты градостроения обязаны придерживаться градостроительных условий и ограничений во время проектирования и строительства объектов. Право на застройку земельного участка реализуется ее владельцем или пользователем при условии использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительной документации.

Проектирование и строительство объектов осуществляется владельцами или пользователями земельных участков в таком порядке:

1) получение заказчиком или проектировщиком выходных данных;

2) разработкой проектной документации и проведение в случаях, предвиденных статьей 31 данного Закона, ее экспертизы;

3) утверждение проектной документации;

4) выполнение подготовительных и строительных работ;

5) принятие в эксплуатацию законно построенных объектов;

6) регистрация права собственности на объект градостроения.

Из норм статьи 32 Закона № 3038 - VI усматривается, что все объекты строительства за сложностью архитектурно-строительного решения и/или инженерного оборудования разделяются на I, II, III, IV и V категории сложности.

Категория сложности объекта строительства определяется в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами на основании класса последствий (ответственности) такого объекта строительства.

Отнесение объекта строительства к той или другой категории сложности осуществляется проектной организацией и заказчиком строительства.

Порядок отнесения объектов к IV и V категорий сложности определяется Кабинетом Министров Украины.

В соответствии со ст. 27 Закона, застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков может осуществляться на основании строительного паспорта застройки земельного участка (дальше - строительный паспорт).

Строительный паспорт определяет комплекс градостроительных и архитектурных требований к размещению и строительству индивидуального (усадебного) жилищного дома, садового, дачного дома не выше двух этажей (без учета мансардного этажа) с площадью до 300 квадратных метров, хозяйственных зданий и сооружений, гаражей, элементов благоустройства и озеленения земельного участка. Строительный паспорт состоит из текстовых и графических материалов.

При наличии плана зонирования территории разработка строительного паспорта осуществляется на его основании.

Проектирование на основании строительного паспорта осуществляется без получения градостроительных условий и ограничений.

Для объектов, отмеченных в части первой настоящей статьи, разработка проекта строительства осуществляется исключительно по желанию заказчика.

Предоставление строительного паспорта осуществляется специально уполномоченным органом градостроения и архитектуры на безоплатной основе в течение десяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления и пакета документов, перечень которых определяется центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроения и архитектуры.

Порядок выдачи и форма строительного паспорта определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства, градостроения и архитектуры.