
Органы государственного контроля за предпринимательской деятельностью по объему своих полномочий можно подразделить на группы:
- по территории распространения контрольных функций: общегосударственные и местные. Так, полномочие контрольных органов Автономной республики Крым ограничивается территорией последней, контрольное полномочие областных общегосударственных органов также касается лишь их территории. На основании компетентного решения центрального органа в отдельных случаях сотрудники территориальных органов могут привлекаться к контролю за субъектами предпринимательства, которые расположены за пределами их территории;
- по охвату видов предпринимательства можно выделить межотраслевой и ведомственный контроль. Так, Государственная налоговая администрация, Государственно-ревизионная служба, Антимонопольный комитет, Государственный комитет по надзору за охраной труда, Государственная инспекция по надзору за соблюдением стандартов, норм и правил, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная инспекция контроля за ценами и т.п. могут осуществлять контроль за любым субъектом предпринимательства. Государственные специализированные инспекции, которые создаются в отраслях промышленности, финансов, сельского хозяйства, охраны природы, строительства и т.п., осуществляют контроль лишь относительно предпринимательства, которое охватывается их компетенцией. Так, рыбнадзор, ветеринарный, газовый, горнотехнический и т.п. осуществляет контроль лишь за теми предпринимателями, которые занимаются соответствующим видом деятельности.
Обжалование решений и актов государственных органов. Ссылка на услугу.
На отдельных видах контроля и полномочиях контрольных органов целесообразно остановиться более детально.
Государственная контрольно-ревизионная служба как ведущий орган межведомственного контроля действует при Министерстве финансов Украины и ему подчиняется, имеет свою организационную структуру: Главное контрольно-ревизионное управление Украины, контрольно-ревизионное управление Автономной республики Крым, областных управлений и управлений городов Киева и Севастополя, контрольно-ревизионных отделов в районах, городах, городских районах. Правовое положение контрольно-ревизионной службы урегулировано Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26 апреля 1993 г. Ее задача состоит в осуществлении государственного контроля за сохранением денежных средств, материальных ценностей, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности.
Государственная контрольно-ревизионная служба вправе осуществлять ревизии и проверки. С этой целью должностные лица имеют право беспрепятственно входить на объекты во время проверки, получать необходимые для этого документы, письменные и устные объяснения от должностных лиц и сотрудников проверяемого предприятия, требовать устранения выявленных недостатков. В случае выявления нарушений и злоупотреблений должностные лица контрольно-ревизионной службы вправе опечатывать кассы и кассовые аппараты, помещения, приостанавливать операции на расчетных и других счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, удерживать в доход государства незаконно полученные средства и применять к нарушителям финансовые санкции.