
Контроль предпринимательской деятельности осуществляется в разных формах в зависимости от его вида и субъекта.
Обжалование решений и актов государственных органов.
Парламентский контроль осуществляется преимущественно в форме запроса - требования депутатов к соответствующим государственным органам, их должностным лицам - предоставить объяснение об их деятельности или по вопросам, которые входят в их компетенцию. Запрос рассматривается как важная форма контроля представительного органа. Правом запроса пользуются депутаты и депутатская группа (фракция). Согласно ст. 86 Конституции Украины народный депутат имеет право на сессии Верховной Рады Украины обратиться с запросами к ее органам, КМ Украины, к руководителям других органов государственной власти, местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины независимо от подчиненности и формы собственности. Соответствующие руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны сообщить народному депутату Украины о результатах рассмотрения его запроса.
В исключительных случаях Верховная Рада Украины может на своем заседании рассмотреть те или иные конкретные вопросы относительно предпринимательской деятельности. Большинство прикладных вопросов, которые не касаются законотворческого процесса, рассматриваются в ее комитетах и комиссиях. Последняя может составить специальную временную комиссию для подготовки и предшествующего рассмотрения вопросов (ч. 3 ст. 89 Конституции Украины), которые представляют общественный интерес, если за это проголосовало не менее одной трети от ее конституционного состава.
Административный контроль как преобладающий вид государственного контроля осуществляется в форме проверок.
Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.1998 г.
В целях уменьшения вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность предусмотрены следующие меры. Органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности (далее — контролирующие органы), проводят плановые и внеплановые выездные проверки.
Плановой выездной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по местонахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка. Проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.