Согласно ст.389 ХК государство осуществляет защиту прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины согласно нормам международного права. Такая защита осуществляется через дипломатические и консульские учреждения, государственные торговые представительства, представляющие интересы Украины, а также другим способом, определенным законом.
Государство принимает необходимые меры в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия со стороны других государств, таможенных союзов или экономических группировок, ограничивающих права и законные интересы субъектов внешнеэкономической деятельности Украины.
Законом могут быть предусмотрены специальные меры по защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта и специальные меры по импорту, который причиняет или может причинить существенный ущерб национальным товаропроизводителям, а также определен перечень видов товаров и услуг, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украины запрещается.
В соответствии со ст.29 Закона «О внешнеэкономической деятельности» в случае, если имеются сведения о том, что другие государства, таможенные сбюзы или экономические группы ограничивают осуществление законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с их компетенцией имеют право применять адекватные меры в ответ на такие действия. В случае, если такие действия наносят ущерб или создают угрозу его нанесения государству и/или субъектам внешнеэкономической деятельности, указанные меры могут предусматривать его возмещение.
Мерами в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов либо экономических групп являются:
применение полного запрета (полного эмбарго) на торговлю;
применение частичного запрета (частичного эмбарго) на торговлю;
лишение режима наибольшего содействия или льготного специального режима;
введение специальной пошлины;
введение режима лицензирования и/или квотирования внешнеэкономических операций;
установление квот (контингентов);
введение комбинированного режима квот и контингентов;
введение индикативных цен относительно импорта и/или экспорта товаров;
другие меры, предусмотренные законами и международными
договорами Украины.
В Законе определены органы, которые принимают решения о применении мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины и Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.
Верховной Радой Украиной принимаются решения о:
лишении специального режима наибольшего содействия или льготного специального режима и о применении полного запрета (эмбарго) на торговлю.
Кабинет Министров Украины принимает решение о:
применении частичного запрета (эмбарго) на торговлю;
осуществлении мер тарифного регулирования относительно импорта и/или экспорта товаров;
введении режима лицензирования и/или квотирования внешнеэкономических операций.
Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины принимает решение о:
применении мер нетарифного регулирования относительно импорта и/или экспорта товаров;
лицензировании и регистрации отдельных видов контрактов;
введении индикативных цен относительно импорта и/или экспорта товаров;
применении других мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов или экономических групп.
В Законе установлена процедура применения этих решений.
В целях установления фактов дискриминационных и/или недружественных действий других государств, таможенных союзом либо экономических групп, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины проводит соответствующее расследование в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Материалы такого расследования рассматриваются Межведомственной комиссией по международной торговле, которая дает рекомендации соответствующим государственным органам относительно применения соответствующих мер. На основании материалов расследования Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины совместно с Министерством иностранных дел Украины обращается в соответствующие и/или компетентные органы других государств либо таможенных союзов или экономических групп с предложением об урегулировании спорной ситуации.
В случае получения положительного ответа от указанных органов Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины формирует делегацию для проведения соответствующих переговоров и подготовки соответствующих международных договоров межведомственного характера.
В случае, если соответствующие государственные и/или компетентные органы других государств либо таможенных союзов или экономических групп не дали официального согласия на применение международно-правовых средств урегулирования международных споров и/или если дискриминационные и/или недружественные действия этих органов непосредственно или опосредованно нарушают международные договоры Украины с этими государствами, таможенными союзами или экономическими группами, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, в пределах своей компетенции, в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии по международной торговле самостоятельно применяет соответствующие меры или передает материалы Кабинету Министров Украины для принятия соответствующих решений о применении необходимых мер.
Применение мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов либо экономических групп прекращается в случае прекращения соответствующими государствами, таможенными союзами или экономическими группами таких действий в отношении Украины, подписания соответствующего соглашение и/или возмещения ущерба.
Акты Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины об урегулировании спора и применении мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов либо экономических групп являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти в Украине, субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности. Решение о применении соответствующих мер может быть обжаловано в судебном порядке в течение месяца с даты введения таких мер в порядке, установленном законами Украины.
Украина также вправе применять меры против недобросовестной конкуренции и возрастающего импорта при осуществлении внешнеэкономической деятельности, которые предусмотрены в ст. 31 Закона «О внешнеэкономической деятельности».
Под недобросовестной конкуренцией при осуществлении внешнеэкономической деятельности понимается:
осуществление демпингового импорта, к которому применяются антидемпинговые меры;
осуществление субсидированного импорта, к которому применяются компенсационные меры;
осуществление других действий, признаваемых законами Украины недобросовестной конкуренцией.
Под возрастающим импортом понимается осуществление импорта в объемах и/или при условиях, причиняющих значительный ущерб или создающих угрозу причинения значительного ущерба украинским производителям соответствующих товаров.
По результатам антидемпингового, антисубсидиционного или специального расследования в соответствии с законами Украины принимается решение о применении антидемпинговых, компенсационных или специальных мер, которое может быть обжаловано в судебном порядке в течение месяца с даты введения соответствующих мер в порядке, установленном законами Украины.
Применение режимов свободной торговли, преференций, специальных льготных режимов пограничной (прибрежной) торговли, специальных (свободных) экономических зон, а также налоговых, таможенных и других льгот, действующих при импорте в Украину товаров, относительно которых применяются антидемпинговые, компенсационные или специальные меры, приостанавливается до окончания применения указанных мер.
Механизм защиты национального товаропроизводителя от демпингового импорта из других стран, таможенных союзов или экономических групп, основания и порядок возбуждения и про , ведения антидемпинговых расследований и применения антидемпинговых мер установлены в Законе Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» от 22.12.98 г.
В соответствии со ст.1 этого Закона, антидемпинговые меры — это предварительные или окончательные меры, применяемые согласно Закону во время или по результатам антидемпингового расследования. Антидемпинговая пошлина (предварительная или окончательная) — особый вид пошлины, взимаемой в случае ввоза на таможенную территорию Украины товара, который является объектом применения антидемпинговых мер (предварительных или окончательных).
Этот Закон применяется к импорту товара, который является объектом демпинга, если такой импорт наносит ущерб национальному товаропроизводителю подобного товара.
Товар считается объектом демпинга, если в Украине его экспортная цена ниже сопоставимой цены на подобный товар в стране экспорта в обычных торговых операциях.
Предварительные антидемпинговые меры могут применяться при наличии следующих условий:
возбуждена антидемпинговая процедура в порядке, установленном ст. 12 Закона;
возбуждено антидемпинговое расследование в порядке, установленном ст. 13 Закона;
в газете было опубликовано сообщение о возбуждении антидемпингового расследования;
заинтересованным сторонам были предоставлены соответствующие возможности относительно представления сведений и комментариев в соответствии со ст. 12 Закона;
в ходе антидемпингового расследования Министерство экономики сделало предварительное положительное заключение относительно наличия демпинга и ущерба, который является его последствием;
национальные интересы требуют применения предварительных антидемпинговых мер в целях предотвращения нанесения ущерба.
Предварительные антидемпинговые меры применяются по решению Комиссии не ранее чем через 60 дней и не позднее чем через девять месяцев после возбуждения соответствующего антидемпингового расследования.
Антидемпинговое расследование прекращается, как правило, в соответствии с решением Комиссии о применении окончательных антидемпинговых мер.
Закон «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» от 22.12.98 г. определяет механизм защиты национального товаропроизводителя от субсидированного импорта из других стран, таможенных союзов и экономических групп, регулирует принципы и порядок возбуждения и проведения антисубсидиционных расследований, а также применения компенсационных мер.
Субсидированный импорт — ввоз на таможенную территорию страны импорта товара (товаров), пользующегося льготами от субсидии, которая предоставляется для производства, переработки, транспортировки или экспорта такого товара.
Компенсационные меры — предварительные или окончательные меры, применяемые в соответствии с Законом во время или по результатам антисубсидиционного расследования.
Компенсационная пошлина (предварительная или окончательная) — особый вид пошлины, взимаемой в случае ввоза на таможенную территорию Украины товара, являющегося объектом применения компенсационных мер (предварительных или окончательных).
Законом Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» от 22.12.98 г. в целях введения механизмов защиты интересов национального товаропроизводителя регулируются принципы и порядок возбуждения и проведения специальных расследований фактов роста импорта в Украину из других стран, таможенных союзов или экономических групп, что наносит значительный ущерб или грозит нанесением значительного ущерба национальному товаропроизводителю, по результатам которых могут применяться специальные меры.
В практике Украины уже есть случаи применения таких специальных мер.
Так, принято решение Межведомственной комиссии по международной торговле «О применении специальных мер относительно импорта в Украину меха искусственного и ткани ворсовой происхождением из Республики Беларусь, Китайской Народной Республики (в том числе из Тайваня, Гонконга, Макао), Российской Федерации и Венгерской Республики» от 14.09.99 г. № СП-8/1999. Этим решением установлено, что специальные меры не применяются относительно импорта в Украину товара происхождением из Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Польша, США в связи с тем, что объем импорта из каждого из таких государств определен как незначительный, а совокупная оценка влияния этого импорта соответствует условиям конкуренции между импортными товарами и условиями конкуренции между импортными товарами и подобными товарами. Решением Межведомственной комиссии по международной торговле от 27.09.99 г. № СП-9/1999 комиссией возбуждено специальное расследование относительно импорта в Украину поролона из Европейского союза, Канады, Королевства Норвегии, таможенного союза стран Балтии (Эстонской, Латвийской, Литовской республик), таможенного союза Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Польша, Словацкой, Турецкой, Чешской и Словенской Республик.
Не откладывайте, обращайтесь и получите гарантированную квалифицированную юридическую помощь.
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов!
С уважением,
Руководство фирмы «K&S partners»