ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «K&S partners»
«Наш результат – креативные решения ваших вопросов!»
Защита прав и законных интересов государства и других субъектов внешнеэкономической и хозяйственной деятельности Украины

Согласно ст.389 ХК государство осуществляет защиту прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятель­ности за пределами Украины согласно нормам международного права. Такая защита осуществляется через дипломатические и консульские учреждения, государственные торговые представи­тельства, представляющие интересы Украины, а также другим способом, определенным законом.

Государство принимает необходимые меры в ответ на дискри­минационные и/или недружественные действия со стороны дру­гих государств, таможенных союзов или экономических группиро­вок, ограничивающих права и законные интересы субъектов внешне­экономической деятельности Украины.

Законом могут быть предусмотрены специальные меры по защите национального товаропроизводителя от демпингового им­порта и специальные меры по импорту, который причиняет или может причинить существенный ущерб национальным товаро­производителям, а также определен перечень видов товаров и ус­луг, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украи­ны запрещается.

В соответствии со ст.29 Закона «О внешнеэкономической дея­тельности» в случае, если имеются сведения о том, что другие государства, таможенные сбюзы или экономические группы огра­ничивают осуществление законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, органы государственного ре­гулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с их компетенцией имеют право применять адекватные меры в ответ на такие действия. В случае, если такие действия наносят ущерб или создают угрозу его нанесения государству и/или субъек­там внешнеэкономической деятельности, указанные меры могут предусматривать его возмещение.

Мерами в ответ на дискриминационные и/или недружествен­ные действия других государств, таможенных союзов либо эконо­мических групп являются:

применение полного запрета (полного эмбарго) на торговлю;

применение частичного запрета (частичного эмбарго) на тор­говлю;

лишение режима наибольшего содействия или льготного спе­циального режима;

введение специальной пошлины;

введение режима лицензирования и/или квотирования внеш­неэкономических операций;

установление квот (контингентов);

введение комбинированного режима квот и контингентов;

введение индикативных цен относительно импорта и/или эк­спорта товаров;

другие меры, предусмотренные законами и международными

договорами Украины.

В Законе определены органы, которые принимают решения о применении мер в ответ на дискриминационные и/или недружест­венные действия: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины и Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

Верховной Радой Украиной принимаются решения о:

лишении специального режима наибольшего содействия или льготного специального режима и о применении полного запрета (эмбарго) на торговлю.

Кабинет Министров Украины принимает решение о:

применении частичного запрета (эмбарго) на торговлю;

осуществлении мер тарифного регулирования относительно им­порта и/или экспорта товаров;

введении режима лицензирования и/или квотирования внеш­неэкономических операций.

Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины принимает решение о:

применении мер нетарифного регулирования относительно импорта и/или экспорта товаров;

лицензировании и регистрации отдельных видов контрактов;

введении индикативных цен относительно импорта и/или экс­порта товаров;

применении других мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных со­юзов или экономических групп.

В Законе установлена процедура применения этих решений.

В целях установления фактов дискриминационных и/или не­дружественных действий других государств, таможенных союзом либо экономических групп, Министерство экономики и по вопро­сам европейской интеграции Украины проводит соответствую­щее расследование в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Материалы такого расследования рассматриваются Межведом­ственной комиссией по международной торговле, которая дает рекомендации соответствующим государственным органам отно­сительно применения соответствующих мер. На основании мате­риалов расследования Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины совместно с Министерством иностранных дел Украины обращается в соответствующие и/или компетентные органы других государств либо таможенных со­юзов или экономических групп с предложением об урегулирова­нии спорной ситуации.

В случае получения положительного ответа от указанных ор­ганов Министерство экономики и по вопросам европейской ин­теграции Украины формирует делегацию для проведения соот­ветствующих переговоров и подготовки соответствующих меж­дународных договоров межведомственного характера.

В случае, если соответствующие государственные и/или ком­петентные органы других государств либо таможенных союзов или экономических групп не дали официального согласия на при­менение международно-правовых средств урегулирования меж­дународных споров и/или если дискриминационные и/или не­дружественные действия этих органов непосредственно или опос­редованно нарушают международные договоры Украины с этими государствами, таможенными союзами или экономическими груп­пами, Министерство экономики и по вопросам европейской ин­теграции Украины, в пределах своей компетенции, в соответствии с рекомендациями Межведомственной комиссии по международ­ной торговле самостоятельно применяет соответствующие меры или передает материалы Кабинету Министров Украины для при­нятия соответствующих решений о применении необходимых мер.

Применение мер в ответ на дискриминационные и/или недруже­ственные действия других государств, таможенных союзов либо эко­номических групп прекращается в случае прекращения соответ­ствующими государствами, таможенными союзами или экономичес­кими группами таких действий в отношении Украины, подписания соответствующего соглашение и/или возмещения ущерба.

Акты Министерства экономики и по вопросам европейской ин­теграции Украины об урегулировании спора и применении мер в ответ на дискриминационные и/или недружественные действия других государств, таможенных союзов либо экономических групп являются обязательными для исполнения органами исполнитель­ной власти в Украине, субъектами внешнеэкономической деятель­ности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности. Решение о применении соответствующих мер может быть об­жаловано в судебном порядке в течение месяца с даты введения таких мер в порядке, установленном законами Украины.

Украина также вправе применять меры против недобросовест­ной конкуренции и возрастающего импорта при осуществлении внешнеэкономической деятельности, которые предусмотрены в ст. 31 Закона «О внешнеэкономической деятельности».

Под недобросовестной конкуренцией при осуществлении внеш­неэкономической деятельности понимается:

осуществление демпингового импорта, к которому применяют­ся антидемпинговые меры;

осуществление субсидированного импорта, к которому приме­няются компенсационные меры;

осуществление других действий, признаваемых законами Укра­ины недобросовестной конкуренцией.

Под возрастающим импортом понимается осуществление им­порта в объемах и/или при условиях, причиняющих значитель­ный ущерб или создающих угрозу причинения значительного ущер­ба украинским производителям соответствующих товаров.

По результатам антидемпингового, антисубсидиционного или спе­циального расследования в соответствии с законами Украины при­нимается решение о применении антидемпинговых, компенсацион­ных или специальных мер, которое может быть обжаловано в су­дебном порядке в течение месяца с даты введения соответствующих мер в порядке, установленном законами Украины.

Применение режимов свободной торговли, преференций, специ­альных льготных режимов пограничной (прибрежной) торговли, специальных (свободных) экономических зон, а также налоговых, таможенных и других льгот, действующих при импорте в Украину товаров, относительно которых применяются антидемпинговые, компенсационные или специальные меры, приостанавливается до окончания применения указанных мер.

Механизм защиты национального товаропроизводителя от демпингового импорта из других стран, таможенных союзов или экономических групп, основания и порядок возбуждения и про , ведения антидемпинговых расследований и применения антидемпинговых мер установлены в Законе Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» от 22.12.98 г.

В соответствии со ст.1 этого Закона, антидемпинговые меры — это предварительные или окончательные меры, применяемые со­гласно Закону во время или по результатам антидемпингового расследования. Антидемпинговая пошлина (предварительная или окончательная) — особый вид пошлины, взимаемой в случае ввоза на таможенную территорию Украины товара, который является объектом применения антидемпинговых мер (предваритель­ных или окончательных).

Этот Закон применяется к импорту товара, который является объектом демпинга, если такой импорт наносит ущерб националь­ному товаропроизводителю подобного товара.

Товар считается объектом демпинга, если в Украине его экс­портная цена ниже сопоставимой цены на подобный товар в стране экспорта в обычных торговых операциях.

Предварительные антидемпинговые меры могут применяться при наличии следующих условий:

возбуждена антидемпинговая процедура в порядке, установлен­ном ст. 12 Закона;

возбуждено антидемпинговое расследование в порядке, уста­новленном ст. 13 Закона;

в газете было опубликовано сообщение о возбуждении анти­демпингового расследования;

заинтересованным сторонам были предоставлены соответству­ющие возможности относительно представления сведений и ком­ментариев в соответствии со ст. 12 Закона;

в ходе антидемпингового расследования Министерство эконо­мики сделало предварительное положительное заключение отно­сительно наличия демпинга и ущерба, который является его по­следствием;

национальные интересы требуют применения предваритель­ных антидемпинговых мер в целях предотвращения нанесения ущерба.

Предварительные антидемпинговые меры применяются по ре­шению Комиссии не ранее чем через 60 дней и не позднее чем через девять месяцев после возбуждения соответствующего ан­тидемпингового расследования.

Антидемпинговое расследование прекращается, как правило, в соответствии с решением Комиссии о применении окончатель­ных антидемпинговых мер.

Закон «О защите национального товаропроизводителя от суб­сидированного импорта» от 22.12.98 г. определяет механизм за­щиты национального товаропроизводителя от субсидированного импорта из других стран, таможенных союзов и экономических групп, регулирует принципы и порядок возбуждения и проведе­ния антисубсидиционных расследований, а также применения ком­пенсационных мер.

Субсидированный импорт — ввоз на таможенную территорию страны импорта товара (товаров), пользующегося льготами от субсидии, которая предоставляется для производства, переработки, транспортировки или экспорта такого товара.

Компенсационные меры — предварительные или окончатель­ные меры, применяемые в соответствии с Законом во время или по результатам антисубсидиционного расследования.

Компенсационная пошлина (предварительная или окончатель­ная) — особый вид пошлины, взимаемой в случае ввоза на тамо­женную территорию Украины товара, являющегося объектом применения компенсационных мер (предварительных или окон­чательных).

Законом Украины «О применении специальных мер относи­тельно импорта в Украину» от 22.12.98 г. в целях введения ме­ханизмов защиты интересов национального товаропроизводите­ля регулируются принципы и порядок возбуждения и проведе­ния специальных расследований фактов роста импорта в Украину из других стран, таможенных союзов или экономических групп, что наносит значительный ущерб или грозит нанесением значи­тельного ущерба национальному товаропроизводителю, по резуль­татам которых могут применяться специальные меры.

В практике Украины уже есть случаи применения таких специальных мер.

Так, принято решение Межведомственной комиссии по меж­дународной торговле «О применении специальных мер относи­тельно импорта в Украину меха искусственного и ткани ворсо­вой происхождением из Республики Беларусь, Китайской Народ­ной Республики (в том числе из Тайваня, Гонконга, Макао), Российской Федерации и Венгерской Республики» от 14.09.99 г. № СП-8/1999. Этим решением установлено, что специальные меры не применяются относительно импорта в Украину товара проис­хождением из Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Польша, США в связи с тем, что объем импорта из каждого из таких государств определен как незначительный, а совокупная оценка влияния этого импорта соответствует услови­ям конкуренции между импортными товарами и условиями кон­куренции между импортными товарами и подобными товарами. Решением Межведомственной комиссии по международной торговле от 27.09.99 г. № СП-9/1999 комиссией возбуждено специальное расследование относительно импорта в Украину поролона из Европейского союза, Канады, Королевства Норвегии, таможенного союза стран Балтии (Эстонской, Латвийской, Литовской республик), таможенного союза Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Польша, Словацкой, Турецкой, Чешской и Словенской Республик.

 

Не откладывайте, обращайтесь и получите гарантированную квалифицированную юридическую помощь.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов!

 

С уважением,

Руководство фирмы «K&S partners»

 

Скачайте наше приложение
"Адвокат онлайн"
Google PlayGoogle Play AppStoreAppStore
Перейти на сайт